Краеведение  

Краеведение и музейная педагогика в региональном культурно-образовательном пространстве.


Понятие «краеведение» воспринимается нами не только как вид деятельности, направленный на то, чтобы свой край «ведать», т.е. знать, познать, изучить. Оно воспринято в условиях модернизации образования в более широком понимании, а именно – изучение своей малой Родины способствует развитию личности в условиях национально-региональный традиций, воспитанию личной сопричастности к культуре своего края.
Территория, где проживает человек, побуждает ее познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретный практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующим и последующими поколениями (народные традиции, творчество, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую. Именно поэтому краеведческий принцип – один из базовых педагогических принципов отбора содержания школьных предметов.
Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознанно еще в очень давние времена. Идея обращения к краеведческому материалу в школьном обучении нашла свое отражение в педагогических трудах А. С. Баркова, В. Г. Белинского, Д. Д. Семенова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Известный общественный деятель XVIII века Н. Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляете детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать» .
В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Поэтому принципу построена программа школьной географии. Начальный курс этого предмета начинается с изучения ближайшей к школе местности. А в прежние времена был даже ряд учебников, начинавших изучение географии с описания своего города, например, учебники А. Никитина (1874-1875гг.)
На краеведческой основе строятся занятия географией всего школьного курса. На местном материале изучаются взаимосвязи отдельных элементов природы в географическом ландшафте (устанавливаются связи между рельефом, микроклиматом, характером горных пород, почвами, растительностью и т.д.); рассматриваются естественные процессы видоизменения рельефа, совершающиеся на глазах у человека и частично под его влиянием (изменение русла реки, рост оврагов, эрозия почв). Большое воспитательное значение имеет изучение населения своей области, района, города. На уроках географии учащиеся знакомятся с хозяйством отдельных предприятий совей местности. На ряду с поэлементным изучением своего края в курсе и физической и экономической географии введен обобщающий раздел «География Белгородской области», снабженный на уровне регионального компонента учебно-методическими комплексами, включающими учебники, атлас, контурные карты, а так же программу и методические пособия для учителей.
В процессе обучения географии, формирование практических умений и навыков учащихся происходит в основном при выполнении практических работ, большая часть которых выполняется на местности. Практические работы «Составление плана местности», «Наблюдение за погодой», «Изучение горных пород своей местности», «Описание форм рельефа», «Изучение хозяйственной деятельности человека на местные ландшафты» и др. способствуют развитию у школьников наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям. Такое активное познание усиливает у учащихся впечатления от родного края.
Наиболее активным и эффективным методом познания родного края является экскурсионный метод. Еще К.Д. Ушинский указывал, что ландшафт имеет огромное, воспитательное влияние, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день про веденный ребенком посреди полей и рощ стоит многих недель проведенных на учебной скамье.
Экскурсия – один из способов конкретного и предметного изучения, которому во все времена предавали большое значение. Природа и представляет собой живой музей, в котором надо уметь правильно ориентироваться, так же как нужно учиться ориентироваться среди музеев, созданных руками человека.
В ходе проведения экскурсии в природу учащиеся видят растения и животных в естественной среде. Живое восприятие красоты природы вызывает эмоции эстетического характера. На экскурсии есть возможность продемонстрировать учащимися положительное и отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Огромное познавательное значение имеет производственная экскурсия, цель которой – познакомить школьников с организацией работы местного предприятия и дать им понять о производственном процессе, а также выяснить некоторые специальные экономико-географические вопросы.
Важную роль в разностороннем изучении края играют экскурсии в музей, где сконцентрированы многочисленный экспонаты, отражающие многообразии природы, экономики и культуры своего края. «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации: опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, переживания времени через зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности» .
Реформа образования позволила понять новое место музея в школьной образовательной системе. На помощь учителю пришла музейная педагогика. Музейный урок стимулирует познавательные интересы детей, так как источником информации является не только рассказ учителя или сотрудника музея, но и подлинные памятники природы, истории, культуры.
Разработка и проведение музейных уроков успешно реализуется сотрудниками Красногвардейского краеведческого музея.
Большой интерес у учащихся вызвал цикл музейных занятий, посвященный природе своей местности. Урок «Животный и растительный мир нашего края» проходил непосредственно в экспозиции «Лесостепь». Экспозиция наглядно представила учащимся какие виды растений на территории Красногвардейского района распространены наиболее широко, на каких почвах они произрастают. Знакомство с животным миром не ограничилось лишь демонстрацией основных его представителей, была раскрыта взаимосвязь между особенностями жизни животного и условиями места обитания.
Уроки «Заповедники Белгородчины», «Охрана редких растений», «Родники Красногвардейского района» были высоко эффективны благодаря использованию видеофильмов и применению компьютерных технологий.
Огромное познавательно и воспитательное значение для школьников имеют музейные выставки. Так учащиеся с удовольствием и большим интересом посетили выставку работ замечательного местного фото-художника М.Ф. Поданева «Природа родного края» и выставку декоративно-прикладного искусства «Мастера Бирюченского края».
Мероприятия, организованные музеем, доказывают, что музей может быть не только выставочным пространством, но и образовательной площадкой. Музейная педагогика способствует повышения уровня и качества знаний и имеет огромный творческий потенциал.
Материалы краеведческого музея активно используются в проектной деятельности учащихся по географии. Например, при создании информационных проектов «Особо охраняемые территории Белгородской области», «Памятники природы Красногвардейского района».
Изучение родного края – одно из направлений и исследовательской деятельности учащийся. Ценный краеведческий материал собран в исследовательских проектах «Экология и здоровье населения Красногвардейского района Белгородской области», «Демографическая ситуация Красногвардейского района».
Краеведение не только воспитывает любовь к родному краю, его природе, истории, к своему народу, но и формирует высокие духовно-нравственные и культурные потребности, приобщая школьников к системе важнейший ценностей. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству.


Фотоальбом

Используются технологии uCoz