Урок географии  

Разработка урока для 8 класса, составленная по учебнику:
“География: природа России. 8 класс”, автор Э.М. Раковская.

Урок географии «Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы»

Материал из Khabawiki
Перейти к: навигация, поиск
Общая характеристика
Место проведения урока: МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»
Учитель: Ульяненко Валентина Тихоновна
класс: 8

Тема: Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.

Цели урока:
- ознакомление обучающихся с особенностями рельефа России.

Задачи урока:
- создать условия для усвоения обучающимися закономерностей размещения основных форм рельефа на территории России;
- представить основные тектонические структуры, связь рельефа с тектоническим строением территории;
- продолжить работу по привитию обучающимся навыков работы с географическими картами, формированию навыков комплексного использования тектонической и физической карт.

Тип урока: изучение нового материала.

Использование средств ИКТ на этапах:
- актуализации знаний;
- объяснения нового материала;
- закрепления изученного материала.

Оборудование:
настенная физическая карта России;
учебник, тетрадь, атлас, рабочая тетрадь;
раздаточный материал;
проектор, экран;
презентация «Рельеф России»;
учебные материалы «Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры».


Номенклатура: Русская (Восточно-Европейская) равнина, Прикаспийская низменность, Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность, Северные Увалы, Западно-Сибирская равнина, Васюганская низменность, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Кавказ (г. Эльбрус 5642 м), Урал (г. Народная), Тиманский кряж, Алтай (г. Белуха), Саяны (Западный и Восточный), горы Бырранга; хребты: Верхоянский, Черского, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Становой, Яблоновый, Срединный (Ключевская Сопка); нагорья: Становое, Алданское, Патомское, Корякское, Чукотское; Витимское плоскогорье.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.Здравствуйте, дети.
Сегодня у нас урок изучения нового материала, вы познакомитесь с особенностями рельефа нашей страны, закономерностями размещения основных форм рельефа, мы рассмотрим основные тектонические структуры и современные различия в рельефе отдельных территорий России.
Территория России очень велика. На тысячи километров простирается она с юга на север и с запада на восток. Это в значительной мере определяет необычайное разнообразие рельефа.

Тема урока «Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы»
(Тема записывается учителем на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

Знания, которые вы приобретете на уроке, помогут вам понять особенности природы нашей страны, поскольку они во многом определяются рельефом и геологическим строением. Например, горные хребты на Дальнем Востоке препятствуют проникновению влажных муссонных воздушных масс в глубь страны. Уральские горы задерживают влагу Атлантики. Характер поверхности, богатство недр полезными ископаемыми влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей. От форм рельефа во многом зависит расселение населения.



I. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

- Из предыдущих курсов географии, вспомните, что такое рельеф?
(Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности.)

- Какие основные формы рельефа суши вы знаете?
(Горы, равнины.)

- Какие формы рельефа преобладают на территории России?
(Равнины)

- Как различаются горы по высоте?
(Высокие, средние, низкие.)

- Как различаются равнины по высоте?
(Низменности, возвышенности, плоскогорья)

(В процессе опроса учителем на доске чертится схема «Основные формы рельефа России», обучающиеся переносят ее в тетрадь.)

Основные формы рельефа России




Работа по карте. Приведите примеры основных форм рельефа, найдите на физической карте указанные объекты.

II. Формирование новых знаний.

Учитель. Россия – страна величайших равнин и высокогорных гор. Средняя высота поверхности страны составляет 430 м, амплитуда высот рельефа достигает почти 6 км. Наивысшая точка страны – г. Эльбрус на Кавказе с абсолютной высотой 5642 м, а наименьшая отметка на 28 м ниже уровня Мирового океана (Прикаспийская низменность). По рельефу территория страны делится на две части: западную равнинную (к западу от р. Енисей) и восточную возвышенную с преобладанием гор и плоскогорий.
С точки зрения крупнейших форм рельеф нашей страны достаточно прост. Он напоминает наклоненный к северу амфитеатр.
А сейчас мы совершим образное путешествие по территории России от самых западных ее окраин к восточному побережью и убедимся в разнообразии рельефа.

Презентация «Рельеф России» с комментариями учителя.
(Приложение № 1 «Рельеф России»)

Начинаем путешествие с Куршской косы Калининградской области. Самый западный район России – равнинная территория с ярко выраженным эоловым рельефом. Здесь находятся самые высокие дюны в Северной Европе.

Европейскую часть России занимает Восточно-Европейская равнина или Русская равнина - одна из крупнейших равнин земного шара. Это холмистая равнина, с чередованием низменностей и возвышенностей.

Вот некоторые возвышенности Восточно-Европейской равнины:
- Среднерусская возвышенность – один из основных районов борьбы с овражной эрозией;
- Смоленско-Московская возвышенность – с ярко выраженным моренным рельефом;
- Валдайская возвышенность;
- Северные Увалы.

На крайнем юго-востоке Русской равнины расположена Прикаспийская низменность, половина территории которой залегает ниже уровня Мирового океана.

На северо-западе расположены горные поднятия Кольского полуострова – Хибины с максимальной высотой 1191 м.

На юге Русская равнина граничит с горами Большого Кавказа – высочайшей горной системой России. Здесь же находится высочайшая горная вершина нашей страны – Эльбрус. Это двуглавый конус потухшего вулкана с высотами 5642 м и 5621 м.
Западно-Сибирская равнина отличается исключительным разнообразием рельефа и небольшими высотами – почти вся территория лежит ниже отметки 200 м над уровнем моря. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин Земли.

Русскую равнину отделяют от Западно-Сибирской древние Уральские горы – самые протяженные горы России. Наивысшая отметка Уральских гор – г. Народная – 1895 м.

В восточной части России расположено большое по площади Среднесибирское плоскогорье. Его средние отметки 500 – 700 м над уровнем моря. Равнинный облик плоскогорья разнообразят глубокие долины крупных рек и платообразные поднятия, как например плато Путорано – наивысшая точка Среднесибирского плоскогорья.

На севере плоскогорье круто обрывается к Северо-Сибирской низменности, которая характеризуется холмистым рельефом и обилием озер.

На полуострове Таймыр расположена горная система Бырранга – один из центров древнего оледенения в Евразии.

На юге Сибири находится горная страна Алтай. Ее высшая точка - гора Белуха (4506 м). Белуха также самая высокая точка Сибири.

Здесь же на юге Сибири расположена горная система Саяны.

На востоке к Саянам примыкают средневысотные хребты Прибайкалья и Забайкалья. Крупнейший из них – Становой.

Хребты Забайкалья чередуются с многочисленными нагорьями и плоскогорьями. Перед вами Алданское нагорье. Над плоскими холмистыми междуречьями поднимаются отдельные хребты.

К востоку от реки Лены вплоть до Чукотки располагаются горные массивы:
- Верхоянский хребет;
- хребет Черского;
- Колымское нагорье – одно их крупнейших нагорий России;
- Корякское нагорье;
- Чукотское нагорье.

На крайнем востоке России также располагаются горные массивы:
- хребет Джугджур – средневысотные горы Дальнего Востока;
- Сихотэ-Алинь.

Действующие вулканы и гейзеры представлены в нашей стране на полуострове Камчатка.

Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан России, Евразии и всего северного полушария.

Курильские острова – это вершины высочайших гор (около 7 тыс. м), поднимающихся со дна моря. Их большая часть находится под водой. Горы Курильских островов – самые молодые в нашей стране.

Итак, мы убедились, что рельеф России разнообразен.

- Как вы думаете, чем обусловлено разнообразие рельефа России и размещение основных форм рельефа?
(Огромной территорией, положением на литосферных плитах).

Работа с учебником. Рассмотрим рисунок учебника «Литосферные плиты Северной Евразии» на странице 51.

- Определите, на каких литосферных плитах расположена Россия?
(Россия расположена на Евразиатской плите - большая западная и северная часть страны, Северо-Американской - северо-восточная часть. Юг Сибири – на Амурской плите, побережье Охотского моря и само море – на Охотоморской плите).

- Какая литосферная плита занимает большую часть территории России?
(Большую часть территории занимает Евразиатская плита).

Литосферные плиты это огромные по размерам и жесткие блоки литосферы Земли.

Плиты, на которых находится территория России движутся: расходятся на юге по разлому Евразиатская и Амурская плиты. На северо-востоке Сибири Евразиатская плита отодвигается от Северо-Американской. А Евразиатская и Охотоморская плита, Охотоморская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью (около 8 см в год).
На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм (вулканы Камчатки и Курил). Формы рельефа соответствуют движениям плит – впадины, горы.

Работа с тектонической картой атласа. Из предыдущих курсов географии вы знаете, что строение литосферных плит не одинаково: есть спокойные, жесткие, устойчивые участки – платформы.
- Найдите на тектонической карте платформы.
(Восточно-Европейская или Русская и Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах.
(Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе).

- Какой из этого следует вывод?
(Крупные равнины расположены на древних платформах).

- В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует.
(Это Западно-Сибирская плита).

Плита – это молодая платформа.

А сейчас рассмотрим космические снимки Восточно-Европейской равнины, Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья, которые соответствуют районам плит и платформ. Изображения представлены в псевдоцветах. Коричнево-зеленый и зеленый цвета отражают растительность, белый, розовый и фиолетовый цвета – открытые пространства, темно-синим цветом указаны водные объекты.
( Приложение №2 «Районы плит и платформ на территории России»)

(После просмотра). На изображении виден равнинный характер рельефа, обусловленный тектоническим строением.

На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области разного возраста.

- Определите, какие формы рельефа соответствуют складчатым участком земной коры?
(Складчатым областям соответствуют горы).

Когда-то в разные эпохи возникали горы на границах литосферных плит при столкновении их друг с другом. Участки, соединившись, оказывались внутри литосферных плит. Например, Уральские горы.
Столкновение плит сопровождается вулканизмом, поднятием территории. Хребты в горах соответствуют выпуклым складкам, долины – вогнутым складкам.

- Какие горы России можно отнести по возрасту к молодым?
(Это горы альпийской складчатости – Кавказ, горы Камчатки).

- Какие горы на территории России можно отнести к древним?
(Уральские горы)
- Вспомните, что происходит с высотой гор со временем, как изменяются их вершины?
(Высота гор снижается, вершины становятся округлыми или плоскими).

- Под действием, каких фактором изменяется внешний вид горных вершин.
(Горные хребты разрушаются под влиянием внешних сил: эрозии, действием силы тяжести, выветривание).

Современный рельеф любой страны формируется в результате внутренних и внешних сил, в основе которых лежат разные источники энергии (внутренние силы Земли, энергия Солнца, ветра, воды). Подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Работа по карте. Изучение номенклатуры.
Знакомство с размещение крупных форм рельефа на территории страны.
Обучающимся раздаются карточки с номенклатурой: Русская (Восточно-Европейская) равнина, Прикаспийская низменность, Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность, Северные Увалы, Западно-Сибирская равнина, Васюганская низменность, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Кавказ (г. Эльбрус 5642 м), Урал (г. Народная), Тиманский кряж, Алтай (г. Белуха), Саяны (Западный и Восточный), горы Бырранга; хребты: Верхоянский, Черского, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Становой, Яблоновый, Срединный (Ключевская Сопка); нагорья: Становое, Алданское, Патомское, Корякское, Чукотское; Витимское плоскогорье.
Объекты демонстрируются на космических снимках Земли, дается время для нахождения их обучающимися на настенной карте и в атласах.
(Приложение № 3 «Равнинные районы России»)
(Приложение № 4 «Горные районы России»)


Практическая работа «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий».

(Работа выполняется в рабочих тетрадях по географии, страница 9)

На уроке выполняется первая часть работы, заполняются первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», ученики заполнят при изучении темы «Минеральные ресурсы».

Задание: Сопоставив физическую и тектоническую карты, определить, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа.
После заполнения таблицы обучающиеся делают вывод:
1. Крупные равнины расположены на платформах.
2. Горы расположены в областях складчатости.

III. Этап закрепления знаний.
Обучающиеся выполняют задания по карточкам: «Закончите предложение».

1. В рельефе России преобладают ……
2. Общий уклон территории России к…..
3. Высшая точка России - …..
4. Большую часть территории России занимает …… плита
5. На древних участках земной коры – платформах, как правило, располагаются……
6. Горные сооружения соответствуют …..
7. Самые высокие горы России ……..
8. Устойчивые участки земной коры называются ……

Проверка заданий. ( Приложение № 5 «Закрепление знаний»)

В начале урока мы говорили о том, какое значение имеет рельеф в жизни человека, хотелось бы обратить ваше внимание, что формы рельефа оказывают и эмоциональное воздействие на человека. Трудно быть равнодушным по отношению к удивительным пейзажам, которые создала природа.
Композиторы, прозаики, поэты, живописцы в своих произведениях описывают равнины и горы, показывая их величие, красоту, неповторимость. Послушаем отрывки из некоторых произведений.
(Выступления обучающихся.)

( На предыдущем уроке обучающимся было дано задание, найти примеры описания форм рельефа в произведениях писателей, поэтов, художников.)

Учитель. Через любовь к природе рождается чувство любви к родному краю, к Отчизне. Этим чувством должен обладать каждый, кто не теряет связи с родиной, у кого эти связи глубоко в сердце, кому дорог ее «врачующий простор».
Этими словами я заканчиваю наш урок.


IV. Подведение итогов.
Учитель оценивает работу обучающихся на уроке.


VI. Домашнее задание.
Параграф 8, заполнить контурную карту.
Материал к уроку


География: природа России. 8 класс.: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Э.М. Раковской. – М.: Просвещение, 2004.

География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2008.

Даньшин А.И. Готовимся в ВУЗы и ЕГЭ по географии. Физическая и экономическая география России / А.И. Даньшин, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 320 с.

Курашаева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах / Е.М. Курашаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 222 с.

Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам / Г.Н. Элькин. – СПб.: «Паритет», 2005. – 256 с.

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/2.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/

http://www.geo.ru/

Используются технологии uCoz