Интегрированный урок  

Интегрированный урок по географии и английскому языку

Тема урока: «Жемчужина Сибири – озеро Байкал. Его проблемы»


Цели урока:
1. формирование знаний о Байкале как уникальном объекте планеты Земля, знакомство с проблемами использования ресурсов Байкала;
2. развитие способностей к догадке, формулированию выводов из прочитанного текста;
3. развитие навыков работы с географическими картами;
4. повышение интереса к изучению иностранного языка и географии, расширение кругозора учащихся.

Оборудование:
настенная физическая карта Восточной и Южной Сибири;
учебник по географии, атлас;
рабочая тетрадь по английскому языку;
раздаточный материал;
проектор, экран;
презентация «Байкал – жемчужина России».

Использование средств ИКТ на этапах:
- актуализации знаний;
- объяснения нового материала;
- закрепления изученного материала.

Номенклатура: Байкал, реки: Ангара, Лена, Селенга; горы: Саяны (Западный и Восточный); хребты: Прибайкальский, Приморский, Морской, Хамар-Дабан, Баргузинский.


Ход урока


I. Организационный этап.

Приветствие. Объявление темы урока.

Учитель английского языка.
Good afternoon, dear boys and girls. I am pleased to see you again. I think you’ve noticed that we have guests today. Look at them and don’t worry. Work as you usually work at our English lessons. Today we’ll have an unusual lesson. The theme of our lesson is “The pearl of Siberia is Lake Baikal. Its problems.” We with your teacher of Geography will refresh and expand your knowledge about Lake Baikal, its geographical position, its ecological problems. And, of course, we’ll practise speaking English.


Учитель географии.

Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь - до донышка - просвечен,
И весь - до капельки – родной.
М. Сергеев.

Байкал – это не только жемчужина Сибири, это уникальный природный объект всей нашей планеты!
Байкал – часть Всемирного наследия, гигантская научная лаборатория, биологи, геологи и геофизики имеют неограниченное поле для научных исследований, сулящих новые и нередко неожиданные открытия. Изучением озера Байкал занимаются ученые разных стран. На Байкале работают российско-американская, российско-китайская научные группы. Такое международное сотрудничество не возможно без знания иностранных языков, поэтому наш урок, сегодня проводится на двух языках.


II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

- В чем уникальность озера Байкал?
- Почему озеро Байкал является самым глубоким в мире?
- В чем уникальность воды Байкала?
- Назовите реки, впадающие в озеро.
- Назовите реки, вытекающие из озера.
- В чем уникальность фауны озера?
- Какую роль играет планктон озера?
- В чем значение озера Байкал для человека и природы?
- В чем причины изменения природы озера?



Учитель английского языка.
I see that you know a lot about Lake Baikal. But now let’s read some other facts about the lake. Read the text “Lake Baikal” and answer the questions:
Why is it unique?
What does the word “Baikal” mean? (reading for specific information).
Lake Baikal, the most remarkable lake in the world, is located in the southern part of Eastern Siberia. It is the deepest fresh water lake on the earth. The deepest point in Lake Baikal is 1637 metres. Lake Baikal is 636 km long and 80 km wide. The waters of the lake are unusually clean. You can see the bottom of the lake through 30-40 m of water. It is the oldest lake in the world. It contains one-fifth of all the fresh water of the earth.
The word “Baikal” came from the Turkish language. The word “bai” means “wealthy” and “kul” means “lake”. So “Baikal” originally means “wealthy lake”. It IS wealthy. The lake contains 20% of the world surface fresh water while the flora and fauna of the lake are mostly special. The lake is so huge that the local people call it sea. This sea is rapidly growing with the average speed of 2 centimetres per year.
Example: Lake Baikal is unique because…


III. Формирование новых знаний.

Учитель географии. «Кто Байкал не видел, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки. (Презентация)

План изучения.
1. Географическое положение озера.
2. Происхождение озера. Самая древняя сейсмическая зона (возраст озера – 20-25 миллионов лет, тектоническая впадина).
3. Берега (гористые). Работа с картой атласа. Найдите и выпишите хребты, окаймляющие озеро. Горы: Саяны (Западный и Восточный); хребты: Прибайкальский, Приморский, Морской, Хамар-Дабан, Баргузинский.
4. Глубина и ширина.
5. Климат (резко континентальный). Особенности климата – местные ветры.
6. Реки. Самая крупная река, впадающая в озеро – Селенга. И только одна вытекает – Ангара. (Реки находятся на карте у доски)
(Приложение)


Учитель английского языка.
I want to add your story about the lake. I’ll tell you about unique flora and fauna of the lake.
Lake Baikal is home to 1200 different species of animals and 1000 species of plants. More than 1000 of them are not found anywhere else in the world. So, such animals and plants are called endemic (показ слайдов).
A rarely seen creature is the omul, a fish endemic to the lake.
Unique to the lake is a fish called the golomyanka or the “oil fish”.
Another rare fish is the Baikal sturgeon.

Taiga is a thick forest which surrounds the lake. Many species of wildlife live there. In the forest zone of Baikal live deer, bears, roe deer and sables.

But the “star” of the lake is nerpa. Nerpa is the world’s unique freshwater seal which can be found in the northern parts of Baikal.

Along the banks of Baikal there is wonderful vegetation – cedars, pines, larches.

And now let’s try to remember these words.
Look at the blackboard. You see the transcription of these words. Match the words with their transcription and find their Russian equivalents.
Nerpa осётр
Omul косуля
Golomyanka олень
Roe deer медведь
Deer голомянка
Bear омуль
Sable нерпа
Sturgeon соболь

Write down these words in your dictionaries (запись новых слов в словари).

Учитель географии.
Самая многочисленная рыба в Байкале небольшая прозрачная, точно стекло, состоящая более чеи наполовину из жира, единственная в средней полосе живородящая рыбка – голомянка. Это глубоководный обитатель.Средний вес голомянки – 12-15 г. Длина рыбки 18=20 см. Днем голомянка держится на глубине 250-500 м., ночью – 199 м. Содержание жира 44% от ее веса. Для рождения потомства голомянка поднимается к поверхности озера, чтобы личинки могли питаться планктонными организмами.
Эпишура – уникальный рачок Байкала, благодаря его способности пропускать через себя воду, тем самым ее, очищая, он является главным чистильщиком озера. Длина рачка всего 1,5 мм, но под одним квадратным метром поверхности озера ученые насчитали до 3 миллионов рачков.

Учитель английского языка.
There are numerous reasons to visit the lake. They are fresh air, tasty water from the lake, rocky mountains and beautiful forest for people who want to be close to the nature. The usual tourist activities like trekking, diving, biking, mountain climbing, camping, fishing attract a lot of people.
The appearance of a large paper mill on Baikal in the early 1970s made Russians much more environmentally-concerned. They now talk almost as much as anyone else about environmental protection of Baikal.
Today will have some guests. They want to tell you about the problems of the lake.
Listen to them attentively and say what you think about the problems of Lake Baikal.
What should or shouldn’t people do to save the lake?
A scientist: There is only one Lake Baikal. It is the oldest and deepest lake in the world. It has many kinds of animals and plants. We have to save the lake because it is getting more and more polluted. The towns and factories near Baikal are killing the lake.
A fisherman: We have to fish in Lake Baikal if we are going to survive. Lake Baikal is famous for a kind of fish called omul. Before, there were many kinds of fish, but they are getting fewer and smaller. We think that factories around the lake cause pollution which kills the fish. It is necessary to protect the lake from pollution. Without the omul, the people of Baikal are going to lose a source of food and an important industry.
A tourist: Lake Baikal is a very beautiful place. People can enjoy lots of different outdoor activities. Tourism can bring money to the area. But if we want to get more tourists, we have to clean up the lake. We have to make sure that a natural disaster does not happen.
Finish the sentences, please.
I find the problems of the lake … serious
important
difficult to solve
To my mind people should (shouldn’t)…
protect lake from the pollution
clean up the lake
protect wildlife, plants and trees
damage the banks of the lake
leave litter.

Учитель географии.

Байкал и его тревоги.

Загрязнение Байкала водами Селенги.
Селенга – крупнейший приток Байкала. Деревообрабатывающие и металлургические предприятия города Петровск-Забайкальский и несколько фабрик в Красночикойском и Хилокском районахежегодно сбрасываютв реки, которые являются притоками Селенгиболее 20 млн. кубометров сточных вод. Источниками загрязнения Селенги являются также промышленные города Улан-Удэ и Селенгинск.
Последствия строительства Иркутской ГЭС.
Плотина ГЭС повысила уровень воды в Байкале на метр, что отрицательно повлияло на флору и фауну озера. Места нереста многих обитателей озера находятся в опасности.
Загрязнение воды отбросами населенных пунктов.
В городах и селах прибрежной зона Байкала живет более 80 тысяч человек. Вместе населеннее пункты сбрасывают около 15 млн. кубометров отходов в год. Очистные сооружения бытовых и промышленных сточных вод в населенных пунктах или отсутствуют, или имеют очень низкое качество.

Учитель английского язык
And now let’s check up what you have learnt about the lake.
Fill in the gaps in the passage about Lake Baikal using the words: oldest, tourists, deepest, plants, nerpa, and taiga.
Lake Baikal is the world’s… lake. It is also the world’s…lake. The lake has 1,500 species of animals and …, 75% of them do not live anywhere else in the world, for example the… seal. … surrounds the lake. 500,000… visit the lake each year.


IV. Этап закрепления знаний.
Задание по карте. ( Работа с номенклатурой).
Пути решения проблем Байкала. ( Мнения обучающихся)

I hope that our lesson is useful for you.
Thank you very much for your working during the lesson.


I. Подведение итогов.
Учителя оценивают работу обучающихся на уроке.


VI. Домашнее задание.
Параграф 43, заполнить контурную карту.


Познакомься с народом

Используются технологии uCoz