Урок биологии  

Разработка урока по учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные.7 класс».

Т е м а: КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ. ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ.

Задачи:
- познакомить обучающихся с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся, особенностями чешуйчатых в связи со средой обитания и образом жизни;
- развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, составлять схемы;
- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», презентация «Многообразие Пресмыкающихся», демонстрационный материал по зоологии.

Х о д у р о к а.
I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос.
1.Рассказать каковы особенности строения и жизнедеятельности земноводных свидетельствуют о том, что они освоили наземную среду обитания. Какие признаки строения и жизнедеятельности земноводных говорят о том, что они не «оторвались» от воды.
2.Охарактеризовать отряд Безногие и отряд Хвостатые.
3. Охарактеризовать отряд Бесхвостые

III.Этап формирования новых знаний.

1.Общая характеристика пресмыкающихся или рептилий.

Пресмыкающиеся – наземные холоднокровные позвоночные животные, некоторые вторично водные. Их тело состоит из головы, шеи, туловища, конечностей и хвоста.
Пресмыкающиеся имеют конечности наземного типа, расположенные по бокам туловища. Их сухая кожа имеет роговой покров из чешуи или щитков. Дышат пресмыкающиеся легкими ячеистого строения.
Имеют два круга кровообращения и трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке. У крокодилов четырехкамерное. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. Зародыш развивается в яйце, покрытом плотной оболочкой, в котором имеется запас питательных веществ. К пресмыкающимся относится свыше 8000 видов.

2. Многообразие современных пресмыкающихся.

Просмотр презентации (1).

3.Характеристика отряда чешуйчатых.

Отряд Чешуйчатые – самый крупный и процветающий из класса Пресмыкающиеся. Отряд подразделяется на 3 подотряда: ящерицы, хамелеоны и змеи.

С характерными особенностями чешуйчатых обучающиеся знакомятся самостоятельно.

Самостоятельная работа.
Прочитать статью учебника «Отряд Чешуйчатые». составить схему «Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными».

Схема 1
Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.

ОСОБЕННОСТИ

ШЕЯ КОГТИ СУХАЯ, ЛИНЯЮЩАЯ КОЖА ТРЕТЬЕ ВЕКО
С РОГОВЫМ ПОКРОВОМ


Фронтальный опрос.
1. Каковы особенности образа жизни ящерицы?
2. Как размножаются ящерицы?
3. Где встречаются вараны, какие особенности их образа жизни?
4. Чем змеи отличаются от ящериц?
5. Какие органы чувств развиты у змей?
6. Чем питаются змеи, какие особенности строения позволяют им заглатывать крупную добычу,
7. Какой фактор является ограничивающим в распространении змей?
8. Каково значение змей в природе?

IV. Закрепление знаний.
Решение биологических задач.(2)
Задача №1
Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных?
Задача №2
У змей веки неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза наподобие часового стекла. Видят змеи плохо, Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают ночью добычу?
Задача №3
Что надо делать, если укусила ядовитая змея?
Задача №4
Часто можно услышать утверждение: «Змеи и ужи…». Есть ли здесь зоологическая ошибка?

V.Домашнее задание.
Изучить параграф 25, ответить на вопросы в конце параграфа.



Используемый материал.
1.http://www.ingect.narod.ru/
2.Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988
Никишов А.И. Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1996

Используются технологии uCoz